Плохо охраняемая граница Латвии с Россией стала воротами в Европу для нелегальных мигрантов из Вьетнама.
Вьетнамец Као Виет Нгуен уже десять лет живет в столице Латвии Риге и работает иллюстратором. В числе его работ - комикс по мотивам латышского национального эпоса "Лачплесис". Однако в последние месяцы у него совсем не остается времени на искусство. Теперь его рабочие дни целиком уходят на подготовку заявлений о предоставлении убежища и на судебные заседания. Молодой человек постоянно курсирует между Ригой и латвийско-российской границей, выполняя обязанности переводчика для своих соотечественников.
Као Виет Нгуен - один из немногих людей в Латвии со знанием вьетнамского языка. Его услуги пользуются спросом: с недавних пор в республике наблюдается наплыв вьетнамских мигрантов. Как ранее сообщил министр внутренних дел страны Рихардс Козловскис, они прибывают сюда из России, "где в свое время трудились как нелегально, так и в легальной сфере". По словам министра, экономическая ситуация в РФ вынуждает вьетнамцев бежать в страны ЕС. Кроме того, в Латвию прибывают мигранты прямиком из Вьетнама. При попытке пешком пересечь границу их часто задерживает латвийская погранслужба. Многие затем подают ходатайство о предоставлении им убежища в Латвии.
В 2015 году в Латвии задержаны около 300 нелегальных мигрантов из Вьетнама - ничтожная цифра по сравнению с общим количеством беженцев, прибывших за последние месяцы в Европу. При этом Вьетнам считается безопасной страной: почти все ходатайства вьетнамцев в Латвии отклоняют, а их самих - депортируют. Однако, несмотря на это, "вьетнамский вопрос" стал здесь серьезной внутриполитической проблемой.
Через Латвию - в Польшу и Германию
Основные маршруты мигрантов до сих пор обычно обходили балтийские страны стороной. "Еще пару лет назад у нас вообще не было мигрантов из Вьетнама", - рассказывает представитель латвийской погранслужбы Марикс Петрушинс. Вьетнамцев в республику переправляют организованные группировки, в которые входят как граждане России, так и Латвии.
Для вьетнамцев Латвия - лишь транзитная страна, поясняет Као Виет Нгуен. Их маршруты ведут дальше - в Польшу или Германию, где есть крупные вьетнамские общины. Большинство мигрантов родом из сельской местности, с низким уровнем образования. Чтобы заплатить нелегальным перевозчикам, они берут банковские кредиты под залог недвижимости. Их цель - получить убежище в ЕС, однако в действительности они не бегут от войны, а просто надеются на лучшую жизнь в Европе, рассказывает переводчик.
Беженцы - угроза для латышской нации?
Пока латвийские власти рассматривают их ходатайства, мигранты должны быть где-то размещены. Однако единственный латвийский центр по приему беженцев рассчитан лишь на 100 мест. "Жителям европейских стран, столкнувшихся с большим потоком беженцев, парочка мигрантов может показаться сущим пустяком. Однако для латышей это не так, - поясняет латвийский политический обозреватель Марис Зандерс. - Мы очень долго считали, что находимся в стороне от миграционных маршрутов, поэтому защита границы - пустая формальность. Наша инфраструктура рассчитана примерно на 50 соискателей убежища. Если вместо этого прибывает 300 человек, то здесь начинается легкая паника".
На прошлой неделе латвийское правительство согласилось в добровольном порядке принять 776 беженцев из стран Африки и Ближнего Востока, как это предусмотрено планом главы Еврокомиссии Жан-Клода Юнкера. Однако и столь малые цифры вызвали здесь ожесточенные дискуссии - тема беженцев уже несколько недель не сходит с первых полос латвийских СМИ, а местные интернет-сайты изобилуют откровенно расистскими комментариями. Согласно результатам опроса "Евробарометра", проведенного в 2014 году, позитивно по отношению к мигрантам настроены лишь 16 процентов латвийцев.
Как отмечают эксперты, латвийцы воспринимают беженцев как угрозу по нескольким причинам. Социолог Дагмара Бейтнере полагает, что это происходит, в том числе и из-за малочисленности латышского народа. Социолог Айя Лулле считает, что у латышей развита "психология жертвы" - в советское время они были не вправе ограничить приток мигрантов из других республик бывшего СССР. Кроме того, у людей недостает знаний о культуре и религии беженцев. Впрочем, при личном контакте с приезжими это бы изменилось, уверена она.
Забор - защита от российской угрозы?
Недавно власти Латвии и Эстонии приняли решение и по другому вопросу: они намерены укрепить границу с Россией, которая в то же время является внешней границей ЕС и НАТО. На эти цели Латвия планирует выделить 20 млн, а Эстония - 71 млн евро. Кроме прочего, проект предусматривает возведение на латвийско-российской границе забора общей длиной около 90 километров. Соседняя Эстония также планирует установить на восточной границе заграждение и современные системы наблюдения.
По словам Рихардса Козловскиса, укрепление границы позволит уменьшить объемы нелегальной миграции. В целом модернизация планировалась уже долгое время - главным образом, в контексте потенциальной угрозы со стороны России. Как в начале 2015 года заявил экс-министр обороны Латвии Раймондс Вейонис, ситуация на границе "вызывает опасения". По его словам, инфраструктура находится в плачевном состоянии, что может способствовать появлению в республике так называемых "зеленых человечков".
Пограничная полоса шириной в шесть метров пролегает через леса и болота. Недавно журналисты латвийского телевидения провели эксперимент: им удалось многократно пересечь границу, оставшись незамеченными. Это позволило предположить, что в действительности масштабы нелегальной миграции могут оказаться гораздо больше. В то же время ясно одно - пока латвийская граница не в состоянии обеспечить защиту ни от потенциальной российской агрессии, ни от непрошеных гостей из третьих стран.
Страны Балтии планируют отгородиться от России забором