Регулятор не спешил реагировать, зная реальное положение дел в банках с инсайдерскими кредитами.
НБУ не могло не видеть злоупотребления банков
Нацбанк Украины/Facebook
Все громкие банкротства на украинском банковском рынке последних месяцев - "ВиЭйБи", "Надра", "Финансовая инициатива", "Дельта", "Финансы и кредит" - опоздали минимум на год.
Об этом пишут в своей статье на ZN.UA Юрий Сколотяный и Роман Ивченко.
Авторы выражают уверенность, что произошло это вовсе не из-за того, что менеджменту этих банков так удачно удавалось скрывать реальное финансовое состояние финучреждений, — Нацбанк все наверняка видел. Но почему-то продолжал не только закрывать глаза на проблему, но и снабжать "мертвые" банки ресурсами.
Пять вышеуказанных банков в 2014–2015 гг. получили от НБУ почти 22 млрд грн.
При этом сама Гонтарева в интервью ZN.UA признала, что только "Дельта" из "большой пятерки" не была кэптивным банком. У всех остальных — кредиты инсайдерам от 65 до 96%.
И хотя из присланной Нацбанком ZN.UA информации следует, что банки якобы скрыли от НБУ реальное положение дел, рыночные эксперты утверждают, что не знать реальный уровень задолженности инсайдеров перед банком регулятор не может.
Читайте также: Возврат "рефинанса" стал ключевым бизнесом владельцев банков и чиновников НБУ – банкиры
Источники ZN.UA в НБУ утверждают, что информация о реальном размере инсайдерского кредитного портфеля Нацбанку известна более чем хорошо. Только реагировать на эти данные регулятор не очень торопится, иначе придется вводить временную администрацию практически во все банки с частным украинским капиталом, в том числе в крупнейшие, отмечают авторы публикации.
На этом фоне как минимум странно выглядит предложение Фонда гарантирования вкладов аудиторским компаниям большой четверки провести аудит так называемых fraud-трансакций (потенциально мошеннических операций) своих пациентов, но почему-то только в банках "Надра" и "Дельта", о чем заявил заместитель главы ФГВФЛ Андрей Кияк.
При этом ни "Финансы и кредит" Жеваго, ни банки Бахматюка с колоссальным портфелем инсайдерских кредитов (о чем, напомним, публично заявила глава НБУ), в Фонде почему-то решили не проверять.