25 октября в Брюсселе состоится кризисный саммит ЕС по проблеме беженцев.
В воскресенье, 25 октября, в Брюсселе состоится кризисный саммит ЕС по проблеме беженцев. Созыв экстренного совещания на эту тему - беспрецедентный шаг.
Председатель Еврокомиссии (ЕК) Жан-Клод Юнкер принял такое решение ввиду непрекращающегося наплыва мигрантов по так называемому балканскому маршруту. "Юнкер твердо намерен изменить ситуацию", - говорят в его окружении.
Прежде всего, будет обсуждаться практическая сторона вопроса, к примеру, выделение средств из программы ЕС по борьбе с катастрофами для оперативной закупки утепленных палаток, одеял и продовольствия для прибывающих беженцев. В Еврокомиссии еще нет ощущения того, что ЕС находится на пороге всеобъемлющего кризиса. В то же время все понимают, что вопрос беженцев станет для Европы проверкой на прочность.
За этим кроется страх, что на Балканах могут появиться и первые погибшие: греческий остров Лесбос в июле совсем не походит на сырые сербские поля в конце октября. Затяжные дожди и низкая ночная температура могут представлять реальную угрозу для жизни обессилевших людей.
Испытание для Юнкера
Проблема беженцев - самое серьезное испытание для главы Еврокомиссии за все время его нахождения на этом посту. Лидеры государств должны достичь договоренности и приступить к совместной работе - это, пожалуй, главное требование Юнкера к участникам экстренного саммита.
В этом случае страны-члены ЕС больше не могли бы действовать, как им заблагорассудится, и закрывать или открывать границы по своему усмотрению. Позицию Юнкера поддерживает и канцлер ФРГ Ангела Меркель.
В первую очередь, принять участие в саммите приглашены лидеры и главы правительств тех стран, через которые пролегает балканский маршрут: Германии, Австрии, Болгарии, Хорватии, Греции, Венгрии, Румынии и Словении.
На встрече также будут присутствовать руководители не входящих в ЕС государств - Македонии и Сербии. В то же время саммит открыт и для остальных стран Евросоюза - если кто-то из их лидеров захочет приехать и внести свой вклад, он может это сделать, заявляют в Еврокомиссии.
Разочарование и досада
На этой неделе на конгрессе Европейской народной партии в Мадриде еврокомиссар по внутренним делам и вопросам миграции Димитрис Аврамопулос наконец дал волю своему возмущению. "Задействовать армию против беженцев - это абсолютно неправильный сигнал", - прокомментировал он недавнее решение словенского правительства. Затем он отправился в Любляну, чтобы на месте получить представление о происходящем.
Тем временем Еврокомиссия утроила количество сотрудников, занятых разработкой путей по выходу из кризиса. Выделенные средства уже исчерпаны. Сейчас для изменения ситуации на границах как никогда необходима обещанная помощь со стороны экспертов из стран Евросоюза.
Разочарование и недовольство царят и среди политиков стран ЕС - в первую очередь, по отношению к некоторым восточноевропейским странам. Принципиальный отказ последних принимать беженцев вызывает все более сильное раздражение, подчеркивают в политических кругах. Это происходит и потому, что некоторые лидеры стран ЕС просто-напросто отказываются разговаривать друг с другом. Однако взаимные обвинения ни к чему не приведут. В первую очередь нужно выяснить следующее: а хотят ли вообще страны, обремененные притоком беженцев, чтобы им оказывали помощь?
Затяжная буря в Европе
По словам главы европейского отделения Центра Карнеги Яна Техау, европейцы сейчас переживают затяжную бурю. "Кризис еврозоны, кризис на Украине, который теперь расширился до Сирии, и кризис вокруг беженцев затрагивают три сферы, в которых ЕС проводит самую слабую и наименее сплоченную политику. В вопросах, касающихся суверенитета и национальной идентичности, влияние брюссельского аппарата ограничено".
До сих пор ЕС никогда не сталкивался с тремя столь серьезными кризисами одновременно. Традиционные способы решения проблем, когда компромиссов в конце концов удавалось достичь в обмен на предоставление финансовой поддержки, больше не работают, говорит Техау.
К тому же необходимо действовать очень быстро, из-за чего бюрократический аппарат в Брюсселе оказывается под большим давлением. Кроме того, европейцы еще не оправились от экономического кризиса. Удивительно, что европейский проект вообще каким-то образом продолжает работать, говорит политолог.
Повода для паники еще нет
Несмотря на напряженную обстановку, Евросоюз все еще способен справиться с ситуацией, полагает Техау. Однако в ближайшее время ЕС будет и дальше работать в кризисном режиме: ведь нужно найти место для огромного количества беженцев. И при всем понимании ситуации в восточноевропейских странах, где отсутствуют традиции интеграции мигрантов и которые все еще не могут похвастаться хорошим экономическими показателями, - упрямство в этом случае не поможет. Нужно оказывать странам конкретную, в том числе и финансовую помощь.
Следующим шагом стала бы выработка общей политики ЕС в сфере предоставления убежища - с общими стандартами и правилами. Только в этом случае ЕС сможет выйти из кризисного режима и вернуться к политическим переговорам. Однако достичь подобной договоренности будет "неимоверно сложно", - отмечает эксперт.
В то же время распада ЕС политолог пока не опасается. Значение Евросоюза все еще слишком велико, и большинство стран уже пришли к пониманию того, что взаимные упреки не могут продолжаться бесконечно. "В итоге деятельность ЕС окажется парализованной, и страны поймут, что должны договариваться". Именно этого в воскресенье и намерен добиться председатель Еврокомиссии Юнкер.
Источник: Русская служба DW
По материалам:
Русская служба DW